г. Барнаул, ул. Матросова, 12. Тел.: (3852) 77-77-64, 77-33-04.

Хрупкое чудо

Стеклянная квашня. СССР, 50-е годы ХХ века. Для тех, кто не в курсе: квашня - это деревянная или глиняная посудина для заквашивания теста. Вот как она описана в "Повести о детстве" Гладкова: "С вечера она замесила тесто в квашне, а квашня была большая: это липовая кадушка, сделанная из цельного толстого комля". На Алтае квашню называли колыванкой, - с середины XVIII века их делали колыванские гончары. Никаких упоминаний о стеклянных квашнях найти не удалось, - совершенно секретное изделие мастеров Акутихинского стекольного завода выпускалось вне плана и было предназначено исключительно для личного пользования. Этот уникальный экспонат нам подарили акутихинские краеведы Малютины - Руфина Васильевна и Анатолий Леонидович.
Стеклянные чернильницы. СССР, 20-30-е годы ХХ века. Обратите внимание на остроумную конструкцию крышки, предотвращающую быстрое высыхание чернил: крышка не откидывается, а слегка поворачивается, открывая небольшое отверстие. Чернильницы изготовлены в пос. Большая Вишера Ленинградской области, на стекольном заводе им. 1-го Коммунистического добровольческого отряда (бывший завод братьев Курженковых). Та, что слева, выпущена лет на пять раньше и отличается лучшим качеством стекла. На крышке правой чернильницы присутствуют буквы ЛСТ - Ленинградский стеклотрест. Трест был ликвидирован в 1938 году, - это позволило уточнить датировку. До 90-х годов прошлого века в Большой Вишере делали недорогую стеклянную посуду, затем предприятие обанкротилось.
Стеклоблок компании "М.Франк и Ко". Российская империя, 10-е годы ХХ века. Этот редкий экземпляр "высвободился" в 1965 году, в ходе реконструкции ленинградской гостиницы "Нева", построенной в 1913 году. От советских стеклоблоков 50-70-х годов этот кирпичик отличается не только формой, но и великолепным качеством стекла.
Стеклянные пресс-папье.
Российская Империя, начало ХХ века. Первые пресс-папье из стекла изготовили в Венеции примерно в 1840 году, и они быстро завоевали популярность. Особо ценились изделия от Баккара, Сент-Луи и Клишинских - с растениями и животными из цветного стекла, с белыми и цветными стеклянными нитями. Во второй половине ХIХ века появились линзовидные пресс-папье с цветными картинками (олеорафия) и раскрашенными фотографиями. Сюжеты не отличались разнообразием: достопримечательности европейских городов, красивые пейзажи, морские суда, фривольные сценки. Продавались также пресс-папье без картинок, - для самодеятельного "творчества".
Керамическая пивная бутылка 0,7 л пивоваренного завода братьев Ворсиных. Российская империя, начало ХХ века. В 1877 году купцы 2-й гильдии Александр и Иван Ворсины основали в Барнауле пивоваренный завод. Сырье использовали местное, но хмель закупали в Рязанской губернии. В начале следующего века дело возглавил 25-летний Николай Ворсин - сын Александра Ворсина. К тому времени он получил диплом инженера-химика в Риге и прошел стажировку в Германии и Австро-Венгрии. При Ворсине-младшем на пивоваренном заводе установили новые паровые двигатели. Здесь производили несколько марок пива - "Венское", "Мюнхенское", "Пльзеньское", "Ворсинское" и "Баварское". Лучшим пивом считалось "Баварское" - оно даже получило пару золотых медалей в Мюнхене. Фирменное пиво разливалось в керамические бутылки, похожие на кувшины. Бизнес Ворсиных рухнул в начале Первой мировой войны: царское правительство ввело сухой закон. В 1920 году ворсинские предприятия были национализированы. Николай Ворсин в советское время перебрался в Новосибирск, работал главным инженером треста винокуренной промышленности Сибири. Умер в 1942 году.
Стеклоблок. СССР, 1972 год. Такие стеклянные кирпичи - зеленые, синие, коричневые и бесцветные - были в большой моде в 60-70-е годы. Их использовали для возведения внутренних перегородок и световых проемов лестничных площадок. Удачный пример применения бесцветных стеклоблоков можно видеть в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" - в том эпизоде, где управдом Шпак жалуется милицейской собаке и при этом утраивает список украденного. Продвинутые квартиросъемщики выкладывали из цветных стеклоблоков межкомнатные стены, - из одной большой спальни получались две маленькие. Отдельно взятый стеклоблок легко превращался в объемистую копилку, - надо было лишь проточить щелочку. Наш экземпляр - очень редкий, юбилейный. Советские люди легко "читали" эту агитпроповскую символику: 55 лет неугасимо светит солнце Октября, и корабль революции движется вперед.
Стеклянные "рамки" для фотографий. Российская империя, начало ХХ века. Простая и изящная конструкция.
Стеклянная салатница. СССР, начало 40-х годов ХХ века. Изготовлена на Акутихинском стекольном заводе. Завод существует с 1911 года, но в начале нынешнего века производство полностью остановлено. Корреспондент барнаульской телекомпании "Город" Татьяна Гладкова нашла эту салатницу в сгоревшем заводоуправлении и подарила нашему музею.
Стеклянный графин “с петушком”. СССР, 1940 год. Графин изготовлен на Акутихинском стекольном заводе мастером-стеклодувом Геннадием Владимировичем Тонышевым. В голове полой фигурки имеется отверстие. Миниатюрная дырочка оставлена и в нижней части петушка, - через нее за ночь нацеживается еще стопка водки или другого крепкого напитка. Первый графин "с петушком" был изготовлен в середине ХIХ века на Дятьковском хрустальном заводе. Владелец завода Мальцов часто приглашал иностранных "спецов". В числе прочих был выписан из Германии мастер-стеклодув Петуфф. Дятьковцы называли его по-своему - Петух. Немец был знаменит своими узкогорлыми графинами с яблоками на дне. Примерно через год дятьковцы подшутили над немецким мастером: в присутствии хозяина Петуффу преподнесли графин с петушком на дне. Мальцов намек понял: дятьковцы превзошли немца. Позднее петушков стали делать полыми - "на опохмел".
Составная бутылка для домашних наливок. Россия, начало ХХ века. Выгнутые в разные стороны горлышки - не дизайнерский изыск, а точный инженерный расчет. Веревочка, связывающая два сосуда, к сожалению, не сохранилась.


Яндекс.Метрика