г. Барнаул, ул. Матросова, 12. Тел.: (3852) 77-77-64, 77-33-04.

Экспонаты

Музей «Мир времени» поистине уникален. В его архиве более 10 000 экспонатов самых разных исторических периодов. Здесь вы найдете информацию о хорошо известных навевающих ностальгию предметах из прошлого и с удивлением узнаете множество новых сведений и фактов.

Прежде чем попасть на витрину или запасник, каждый экспонат выписал замысловатую траекторию во времени и пространстве. В данном разделе представлено более 400 предметов. Узнать об экспонате подробнее, и даже подержать его в руках вы можете во время увлекательной экскурсии.

Полный список экспонатов.

100-граммовая бутылочка из-под уксусной эссенции. СССР, 70-е годы ХХ века. Такие трехгранные бутылочки продавали еще в конце ХIХ века. Наш экспонат произведен в Закарпатье, на ордена Трудового Червоного Прапора лесохимическом комбинате имени Локоти.На этикетке присутствует грозная надпись: "Зберiгати в мiсцях що виключають випадкове сложивання".
Журнал "Смена", № 24, 1953 год. Этот "двухнедельный журнал рабочей молодежи" основан в 1924 году."Смена" была самым массовым молодежным журналом Советского Союза: к концу 80-х годов прошлого века разовый тираж достигал трех миллионов экземпляров. Обложки первых номеров оформлял Александр Родченко, основоположник советского конструктивизма. Информационно-публицистический блок оригинальностью не отличался, зато литературный раздел был очень сильный. Здесь печатались первые рассказы М.Шолохова, А.Грина, К.Паустовского, В.Катаева, И.Бабеля и Л.Кассиля, Ю.Бондарева, В.Астафьева и В.Тендрякова, стихи и поэмы е.Евтушенко. В 1975 году «Смена» опубликовала роман братьев Вайнеров «Эра милосердия»,ставший классикой советского детектива. Журнал выходит и сегодня, но тиражи, конечно, уже не те...
24-й номер - последний, предновогодний. На дворе уже 53-й год: от конструктивизма и прочего формализма не осталось и духа - обложка отвечает самым строгим канонам соцреализма. Сюжет простой и понятный: студенты-старшекурсники собираются у памятника Пушкину, чтобы всей гурьбой двинуть к кому-нибудь на квартиру. Молодые люди одеты очень добротно. Особенно выделяется статный красавец в форме Московского горного института. (Художник забыл нарисовать пуговку на тулье фуражки, а редактор и цензор упущение проглядели, но в предновогодней суматохе это простительно). На заднем плане виднеется знаменитый дом по улице Горького, 17 - со скульптурой балерины Ольги Лепешинской. Когда Лепешинская ушла из Большого, у фигуры отвалились руки, и ее демонтировали.
Коробка из-под конфет. Российская империя, 90-е годы ХIХ века. Изготовитель - "Паровая фабрика шоколада и конфект товарищества братьев Коганов" в литовском городе Шавли (ныне Шауляй). Жестяная эмалированная коробка (16,5х24х16,5 см)сделана на ревельской фабрике жестяных изделий "Звезда" (Ревель - нынешний Таллин). О товариществе братьев Коганов больше ничего не нашлось, но известно, что в начале ХХ века это предприятие уже не существовало.
Известный юрист, профессор Казанского университета Г.Шершеневич писал в своем "Учебнике торгового права" (1903 г.): "Товарищество предполагает соединение личных и имущественных сил. Имущественные средства могут заключаться в деньгах, вещах движимых и недвижимых. В торговое дело может быть внесено все имущество участника или определенная часть. Личное участие может заключаться в труде техническом, в распоряжении, в представительстве. Участник в товариществе может вложить в дело как свое имущество, так и свой личный труд, может ограничиться предоставлением имущественных средств, может ограничиться предоставлением своих личных сил. Но он должен принять по договору какое-либо участие в деятельности предприятия, иначе его участие в прибыли предприятия не может быть обосновано".
Справка о лечении в эвакогоспитале №3336 (1943 г.), справка из центрального военно-медицинского архива (1965 г.) и фотография (1956 г.). Командир пулеметного расчета гвардии сержант Иван Зайцев получил тяжелое ранение 19 августа 1943 года, на второй день наступления 10-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на Старую Руссу. Наступление было подготовлено бездарно: артиллерия не смогла подавить вражеские огневые точки, а танки завязли в болотистой местности. Всего за неделю боев дивизия потеряла убитыми и ранеными половину личного состава. Особенно большие потери были в 24-м полку, где воевал гвардии сержант Зайцев. Этот полк был вообще несчастливым: полтора месяца спустя при переправе через Днепр почти полностью погиб первый батальон, а еще через две недели обескровленный 24-й полк попал в окружение и был уничтожен немецкими танками.
20-летний Иван Зайцев об этом, конечно, не знал, - он лежал в палате тюменского госпиталя и думал о том, как ему не повезло. Судьба берегла его и дальше: сержанта-десантника, награжденного медалью "За отвагу", после выздоровления направили в офицерское училище. В марте 1945 года младший лейтенант Зайцев принял взвод и участвовал в наступлении на Вену. За бои в Венгрии и Австрии был награжден орденом Красной Звезды. После войны служил во внутренних войсках, был замполитом дивизиона, охранявшего Решлаг - самую большую зону в Сибири. Там и была сделана фотография: старший лейтенант Зайцев с четырехлетней дочкой Олей. В начале 60-х он перевелся в Барнаул, дослужился до майора и в 71-м вышел в запас. Работал военруком в школе и в музучилище, инспектором по ГО в горторге, и везде оставил о себе добрую память.
Карнавальная маска. СССР, конец 50-х годов ХХ века. Редкий экземпляр "взрослой" маски. Новогодние карнавалы стали популярны после ошеломляющего успеха фильма "Карнавальная ночь" (1956 г.). Маски из папье-маше изготовлялись артелями инвалидов Отечественной войны. Еще раньше в школах и пионерлагерях проводили так называемые политкарнавалы. Маски и костюмы были, естественно, самодельные. 6 января 1952 года тайшетская городская газета «Сталинский путь» писала о новогоднем политкарнавале: «В нем приняло участие более 40 человек. На вечере было много интересных масок и костюмов, более половины которых были задуманы на политическую тему. Инициативно, ярко и интересно участники маскарада выразили свое отношение к миру и дружбе народов. Призы получили за костюмы и маски «Мир непобедим», «Сталинская конституция», «Канал Волга-Дон». Зло и остроумно высмеяли атомщиков-поджигателей войны в мире, Броз Тито, Чан Кай Ши…». Это какую же креативность надо иметь, чтобы придумать карнавальную маску "Канал Волга-Дон"!
Дамские панталоны. Российская империя, 10-е годы ХХ века. Первые панталоны придумали куртизанки в эпоху Возрождения. Поначалу это были две полотняные штанины, сшитые на уровне талии и прижатые к телу корсетом. Обе части панталон догадались соединить лишь в конце XIX века. Как ни странно, это нововведение объявили непристойным. Но время шло, и женские панталоны продолжали совершенствоваться: штанины постепенно укорачивались, в моду входили перламутровые пуговицы, отделка шелковыми лентами, ажурными рюшами, кружевами, вышивкой и эффектами тиснения. Неизменным оставался только белый цвет, - цветное белье считалось верхом пошлости и неприличия. Первыми "цветную революцию" совершили танцовщицы парижских кабаре. Но это уже совсем другая история...
Почтовая открытка. Российская империя, 1905 год. Открытка послана из Санкт-Петербурга в Ревель (ныне Таллин). Гимназист или кадет с неразборчивой фамилией пишет В.М.Телегиной, проживающей на Нарвской улице, 19: "С грехом пополам перелез в следующий класс". На лицевой стороне изображен Лев Николаевич Толстой. К тому времени граф уже четыре года как отлучен от церкви, но открытки с его портретами беспрепятственно печатаются и пересылаются государственным почтовым ведомством.
Из Определения Святейшего Правительствующего Синода от 24 февраля 1901 года: "Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть её и поколебать в существенных её основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живаго. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни Божиим попущением явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая".
Детская настольная игра "Охота". СССР, 60-е годы ХХ века. 500 очков полагается за льва, а далее по нисходящей: медведь, слон, жираф, архар, кенгуру... Логика начисления не вполне понятна: лиса тянет всего на 10 очков, а заяц - на 35. Сегодня еще полно завзятых охотников, специализированные магазины ломятся от "стволов" и ночных биноклей, но что-то сдвинулось в общественном сознании. Охота еще не осуждается открыто, но терпится как некий атавизм, - вроде пристрастия к табаку. На это уже отреагировал рынок компьютерных игр: охотничьи "стрелялки" в последнее время стали большой редкостью.
Химический огнетушитель-пеногон "Рекорд-3". Российская империя, 1914 год. Метод тушения пеной, получаемой в результате химической реакции между щелочным и кислотным растворами, впервые предложил российский химик Александр Лоран. Патент он получил в 1904 году, но коммерческого успеха не добился. Десять лет спустя лорановскую "Эврику" уже теснили с рынка однотипные огнетушители-пеногоны "Рекорд" и "Эклер". Последний был увековечен в романе "Двенадцать стульев": «Остап неохотно проследовал к огнетушителю. Красный жестяной конус, хотя и являлся единственным в доме предметом, имеющим отношение к пожарной охране, вызвал в инспекторе особое раздражение. Остап снял «Эклер» со ржавого гвоздя, без предупреждения разбил капсулу и быстро повернул конус кверху. Но вместо ожидаемой пенной струи конус выбросил из себя тонкое шипение…". И далее: «Но тут певший все время пеногон-огнетушитель «Эклер» взял самое верхнее фа, на что способна одна народная артистка республики Нежданова, смолк на секунду, и с криком выпустил первую струю, залившую потолок, и сбившую с головы повара туальдероновый колпак. За первой струей пеногон-огнетушитель выпустил вторую струю туальдеронового цвета, повалившую несовершеннолетнего Исидора Яковлевича. После этого работа его стала бесперебойной. В коридоре шла ожесточенная борьба с огнетушителем. Наконец человеческий разум победил, и пеногон, растоптанный железными ногами Паши Эмильевича, последний раз выблевал вялую струю и затих навсегда».
Бронзовая статуэтка, копия скульптуры Вучетича "Перекуем мечи на орала". СССР, 60-е годы ХХ века. Аллегорическая фигура, символизирующая разоружение, была создана в 1957 году. Моделью послужил киевлянин Борис Гуревич, олимпийский чемпион по вольной борьбе. Десять лет спустя эту скульптуру установили перед зданием ООН в Нью-Йорке. Существует две авторских копии: одна стоит перед Государственной Третьяковской галереей, а вторая - перед Центром семейного отдыха «Mesto» в казахстанском Усть-Каменогорске. По непроверенным данным, существовала и третья копия, - Л.Брежнев якобы подарил ее Киеву. Не исключено также, что киевский кузнец оказался в Уст-Каменогорске.


Яндекс.Метрика