г. Барнаул, ул. Матросова, 12. Тел.: (3852) 77-77-64, 77-33-04.

День в истории

ПнВтСрЧтПтСбВс
   
 

8 марта

 1169 год - дружина владимирского князя Андрея Боголюбского "взяла на щит" Киев. Стольный город Киевской Руси впервые пал жертвой междоусобных войн. Взяв Киев, Андрей Боголюбский велит именовать себя "великим князем Владимирским", а на киевском престоле оставляет своего младшего брата Глеба. С этого момента Киевская Русь неуклонно двигалась к упадку.

 

1618 год - немецкий астроном Иоганн Кеплер сформулировал третий закон движения планет: квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца соотносятся как кубы их средних расстояний до Солнца. Открытия Кеплера помогут Ньютону  вывести закон всемирного тяготения.

 

 

1718 год - Петр I своим указом повелел: «Неистовых монахов и нищих, которые являются на Москве и ходят по гостям по рядам и по улицам, и сидят на перекрестках, имая их, приводить в монастырский приказ, а милостыни не подавать: а если кто хочет дать милостыню, то им отсылать ее в богадельню; а которые после этого будут подавать милостыню, то их приводить в приказ и имать на них штрафы: в первый раз по 5 рублей, а в другой по 10 рублей".

 

1798 год - император Павел I приказал отпустить из казны 82 441 рублей на строительство памятного обелиска  в честь генерал-фельдмаршала П.А.Румянцева-Задунайского. В последние годы царствования Екатерины II генерал-аншеф Румянцев одержал ряд блестящих побед над турками. Последняя "славная виктория" случилась В 1774 году, когда 50-тысячное русское войско перешло дунай и выступило против 150-тысячной турецкой армии. Румянцев с частью своего войска обошёл турецкий стан и отрезал визирю сообщение с Адрианополем. Этот маневр вызвал панику в турецкой армии, и визирь принял все мирные условия. Так заключен был Кучук-Кайнарджийский мир, доставивший Румянцеву фельдмаршальский жезл и дополнение к фамилии - Задунайский.Но дальнейшую карьеру фельдмаршала сломал екатерининский любимец Потемкин. Историк Валишевский писал о последних годах жизни Румянцева-Задунайского: "Потемкин устроил так, что он не мог ничего делать: ему не давали ни войск, ни провианта, ни боевых припасов, ни случая сражаться. В 1789 г. ему надоело командовать воображаемой армией против неприятеля, которого нельзя было открыть; он не находил возможности выйти с помощью какой-нибудь смелой импровизации из круга, в который его замкнули, и стал просить отставки. На этот раз просьбу поспешно исполнили. Он удалился в свое малороссийское имение Ташань, где выстроил себе дворец в виде крепости и заперся в одной комнате, не выходя из неё никогда. Он делал вид, что не узнает собственных детей, которые жили в бедности, и умер в 1796 г., пережив всего несколькими днями Екатерину". Павел I ненавидел бесчисленных фаворитов своей матушки и охотно восстановил справедливость.

 

1910 год - француженка Элиза де Ларош получила пилотское свидетельство № 36. Первую в мире летчицу обучал первый французский летчик и авиаконструктор Вуазен. За полгода до этого она совершила свой первый полёт. Элиза Дерош родилась в семье слесаря-водопроводчика. Став актрисой, приняла сценический псевдоним Раймонда де Ларош. После ряда полётов на воздушных шарах она познакомилась с Шарлем Вуазеном. 22 октября 1909 года  Вуазен усадил актрису в пилотское кресло и разрешил сделать короткую пробежку по полю. Девушка ослушалась метра, дала полный газ и пролетела 300 метров. Через несколько недель после получения пилотского свидетельства отважная летчица попала в первую аварию: ее аэроплан задел дерево и совершил жёсткую посадку. В тот раз Ларош  отделалась сотрясением мозга и сломанной ключицей. 26 сентября 1912 года она вновь разбилась — на этот раз в автомобиле. В этой автокатастрофе погиб  Шарль Вуазен. До Первой мировой войны Ларош разъезжала с «летающим цирком» по Европе, летала в Каире и Санкт-Петербурге. Французы не разрешали женщинам участвовать в боевых действиях, и летчице пришлось служить водителем. После войны Ларош поставила два женских мировых рекорда — на высоту и дальность полёта. 18 июля 1919 года она погибла в авиакатастрофе. Памятник отважной лётчице установлен в парижском аэропорту Ле Бурже.

 

1929 год - в ленинградском Малом оперном театре состоялся концерт, посвященный Международному женскому дню. Здесь впервые выступил оркестр «Теа-джаз» под управлением Леонида Утесова. Утесов вспоминал: «Все, что произошло после первого номера, было столь неожиданно и ошеломляюще, что мне кажется, что это был один из самых радостных и значительных дней моей жизни. Когда мы закончили, плотная ткань тишины зала словно с треском прорвалась, и сила звуковой волны была так велика, что меня отбросило назад. Несколько секунд, ничего не понимая, я растерянно смотрел в зал. Оттуда неслись уже не только аплодисменты, но и какие-то крики, похожие на вопли. И вдруг в этот миг я осознал свою победу... Мне захотелось петь, танцевать, дирижировать. Все это я и должен был делать по программе - я пел, танцевал, дирижировал, но, кажется, никогда еще так щедро не отдавал публике всего себя. Я знал успех, но именно в этот вечер я понял, что схватил «бога за бороду». Я понял, что ворота на новую дорогу для меня широко распахнулись».

 

1940 год -  премьера художественного фильма «Член правительства» режиссеров Иосифа Хейфица и Александра Зархи. В фильме снялись замечательные актеры - Вера Марецкая, Василий Ванин, Николай Крючков, Валентина Телегина, Константин Сорокин, Борис Блинов, Иван Назаров, Василий Меркурьев, Алексей Консовский, Александра Матвеева, Елизавета Уварова и Александра Фомина. Краткое содержание: в начале 30-х годов бывшая батрачка Александра Соколова вступает в колхоз. Проходит время и ее избирают председателем. Многие сомневаются, что женщина может руководить хозяйством артели. Недоволен и муж Ефим: он постоянно  уговаривает Александру "уйти из председателей", и в результате уходит сам. Но колхоз процветает. Пристыженный  Ефим возвращается в семью и вскоре наступает самый счастливый день в жизни Александры Соколовой: народ избирает ее депутатом Верховного Совета СССР.

 

1940 год - летчик-испытатель Нюхтиков совершил первый полет на опытном дальнем бомбардировщике ДБ-ЛК конструкции С. Беляева. Один только вид этого самолета вызывал оторопь у тогдашних летчиков и механиков: двухфюзеляжное летающее крыло обратной стреловидности. Фюзеляжи образованы удлиненными мотогондолами двигателей М-87 мощностью 970 л.с.. В левом фюзеляже располагались летчик и стрелок, в правом - штурман и стрелок-радист.

В это время серийно выпускался ильюшинский бомбардировщик ДБ-3, и Беляев надеялся превзойти его по всем показателям.Но расчеты конструктора не оправдались: новый самолет летал немного быстрее серийного, но по грузоподъемности, дальности и высоте полета существенно уступал ему. Обзор вперед и вниз у штурмана и пилота был неудовлетворительный, а кабины стрелка и стрелка-радиста заполнялись выхлопными газами. О запуске в серию не могло быть и речи. Тем не менее ДБ-ЛК стали готовить к полету над Красной площадью во время первомайского военного парада. Иностранные военные атташе должны были увидеть, какие необычные самолеты строят советские конструкторы. Но сотрудник госбезопасности П.Обручев, отвечавший за подготовку необычной машины, перестарался: он приказал снять из-под капотов "уродливые" всасывающие патрубки с фильтрами. На взлете пыль попала в карбюраторы, моторы зачихали, и летчик едва успел посадить самолет. Пришлось срочно прочищать карбюраторы и ставить патрубки на место. В результате ДБ-ЛК прошел над Красной площадью последним.

 

1990 год - Фидель Кастро на съезде Федерации кубинских женщин заявил: "Социалистического лагеря фактически больше не существует. О каком социалистическом лагере можно сегодня говорить? Можно говорить о Советском Союзе. К счастью, он существует и проводит последовательную международную политику, борется в защиту мира. СССР не распался и, надеемся, не распадется. В СССР не началась гражданская война и, надеемся, не начнется, хотя такая угроза существует и она вполне реальна".

Яндекс.Метрика