г. Барнаул, ул. Матросова, 12. Тел.: (3852) 77-77-64, 77-33-04.

День в истории

ПнВтСрЧтПтСбВс
   
 

14 марта

1822 год - император Александр I утвердил решение Государственного совета «Об отсылке крепостных людей за дурные поступки в Сибирь на поселение». Сюда и раньше ссылали преступников и опальных вельмож , - достаточно вспомнить петровского фаворита Александра Меншикова, закончившего свои дни в Березове. Но с  1822 года Сибирь официально становится местом ссылки и содержания заключенных. В том же году были утверждены два "подзаконных" акта - «Устав о ссыльных» и «Устав об этапах сибирских». Эти документы разработал  Михаил Сперанским - бывший министр, попавший опалу и "сосланный" на должность сибирского генерал-губернатора. Отныне в каждой сибирской губернии создавалась своя экспедиция о ссыльных.

По «Уложению о наказаниях» 1845 года Сибирь поделили на «места отдаленные» ( каторжные) и «места не столь отдаленные» (ссыльнопоселенческие). Самыми знаменитыми сибирскими узниками стали декабристы. В 1900 году в Сибири проживали 298 577 ссыльных. К тому времени власти осознали, что дальнейшее "заселение" Сибири преступниками стало опасным. Ссылку по уголовным статьям временно приостановили, но административных (политических) продолжали ссылать. В начале прошлого века политические составляли больше половины от общего числа ссыльнопоселенцев. Официально сибирскую ссылку упразднили в мае 1917 года, но в годы Советской власти эти места стали осваивать миллионы новых отверженнных.

 

1850 год - в уездном городе Бердичеве состоялось венчание французского писателя Оноре де Бальзак и графини Эвелины Ганской, урожденной Ржевусской. 50-летняя вдова происходила из древнего польского рода, владела крупным состоянием и обширным имением в Волынской губернии. Одним из свидетелей был граф Георг Мнишек - потомок «царицы» Марины Мнишек. После церемонии счастливый Бальзак сказал своей супруге: «Ура! Я сделал то, чего не смог Бонапарт: в твоем лице я покорил Россию!» Через пять месяцев писатель скончался от острой сердечной недостаточности.

 

1906 год - в Манчестере (Великобритания) зарегистрирована компания «Роллс-Ройс», производитель автомобилей «высшего класса». Богатый аристократ Чарльз Роллс, выпускник кембриджа и Итона,  был одним из первых автолюбителей Британии и совладельцем фирмы, занимавшейся импортом автомобилей. Когда Роллс узнал, что в Манчестере создана интересная машина с двухцилиндровым двигателем, он захотел познакомиться с новинкой. Создателем нового автомобиля был инженер Фредерик Ройс - человек талантливый и предприимчивый. Автомобиль понравился Роллсу, и он предложил конструктору помощь в организации производства. Так появилась знаменитая марка «Роллс-Ройс».

Работа закипела, появились первые заказы, автомобили новой фирмы участвовали в Парижском автосалоне. Но по-настоящему шумный успех достался лишь 40/50НР - тринадцатой по счету машине, оснащенной шестицилиндровым нижнеклапанным двигателем. Автомобиль заводился с полоборота, двигался мягко и почти бесшумно, быстро развивал приличную скорость. Выкрашенная алюминиевой краской машина  получила название «Серебряный дух».

Компанию завалили заказами, и маленький заводик в  Манчестере не успевал их выполнять. Совладельцы приобрели участок земли в Дерби и построили новый завод. В то время Чарльз Роллс всерьез увлекся новым делом - авиацией. 2 июня 1910 года он перелетел Ла-Манш и, не совершая посадки, вернулся в Англию. Через месяц после этого триумфа Роллс разбился. В память о его гибели фирма изменила логотип: одна из двух красных букв RR стала черной. В 1933 году, после смерти Фредерика Ройса, черной стала и вторая буква.

 

1917 год - проживающий в Цюрихе русский политэмигрант Владимир Ульянов отправил письмо своей возлюбленной Инессе Арманд, поселившейся близ Женевы. Будущий вождь мирового пролетариата поделился с подругой потрясающей новостью: кажется, в России произошла революция. «Мы сегодня в Цюрихе в ажитации: от 15 марта есть телеграмма в «Zurcher Post» и в «Neue Zurcher Zeitung», что в России 14 марта победила революция в Питере. Коли не врут немцы, так правда». Немцы не врали: под давлением военных и думских заговорщиков император Николай  II отрекся от престола, к власти пришли буржуазные партии, ставленники промышленных и финансовых кругов.

 

1942 год -  диверсия в Архангельске: на судоремонтном заводе «Красная Кузница» заложена взрычатка и подожжен механический цех. Взрывное устройство не сработало, но цех сгорел полностью. Прибывшие на завод следователи НКВД обнаружили, что пожарные шланги были изрезаны. Эта диверсия была единственной успешной акцией абвера на северном участке советско-германского фронта. В начале апреля на заводе построили и оборудовали новый механический цех. В  1942 года на "Красной кузнице" строили для армии аэросани и ремонтировали суда.

Особенно ответственным считался ремонт военных и транспортных судов союзных конвоев, доставлявших в СССР вооружение и продовольствие. Чтобы не прерывать разгрузочные работы, ремонт вели прямо у причалов порта. Британский морской офицер Монд писал командованию Беломорской военной флотилией: «Мне хотелось бы отметить хорошую работу по ремонту. В каждом случае работа выполнялась и заканчивалась быстро, причем качество ремонта было первоклассным, удовлетворяющим всем требованиям. Такая работа имеет огромное значение для движения конвоя в северную Россию. Разрешите выразить Вам от имени Английского адмиралтейства особую признательность и благодарность».

Яндекс.Метрика