г. Барнаул, ул. Матросова, 12. Тел.: (3852) 77-77-64, 77-33-04.

День в истории

ПнВтСрЧтПтСбВс
    
19
22
24
27
31

23 декабря

1834 год - лондонский архитектор сэр Джозеф Хэнсом запатентовал усовершенствованный кэб с двумя огромными колесами - «хэнсом-кэб». Центр тяжести находился ниже оси, и опрокинуть такой экипаж было довольно трудно. Кучер восседал сверху и сообщался с пассажирами посредством маленького окошечка. Только в начале 70-х годов позапрошлого века лондонские кэбы приобрели свой привычный вид - как в советском телесериале о Шерлоке Холмсе.

Чарльз Диккенс так описывал посадку в «хэнсом-кэб»: "Есть люди, которые жалуются, что влезать в кэб очень трудно; другие утверждают, что - вылезать еще того хуже; по нашему мнению, такие мысли могут зародиться лишь в развращенном и озлобленном уме. Посадка в кэб, если она проделана с изяществом и вкусом, - зрелище чрезвычайно эффектное. Наметив один из кэбов, вы устремляетесь к нему. Прыжок - и вы на первой ступени подножки; полуоборот направо - и вы на второй; затем вы плавным движением ныряете под вожжи, одновременно поворачивая туловище влево, - и дело сделано».

1940 год - на совещании в Наркомате обороны СССР выступил дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Яков Смушкевич - помощник начальника Генштаба по авиации. После дежурных славословий в адрес Сталина Смушкевич заговорил о проблемах советских ВВС. К веселому изумлению присутствующих, 38-летний генерал сказал: «Единственная и, пожалуй, главная причина, почему боевая подготовка Военно-воздушных сил находится на низком уровне, заключается в том, что летчики в возрасте 17—19 лет обзаводились семьями и все внимание летного состава уходило не на рост боевой подготовки, а на семейно-бытовые вопросы». Правда, низкий налет летчиков - по 30-40 часов в год - докладчик объяснил все же не перегруженностью на семейном фронте, а банальным отсутствием бензина.

После Смушкевича выступил новый начальник Главного управления ВВС РККА Герой Советского Союза генерал-лейтенант Павел Рычагов. 29-летний генерал в самых общих словах обрисовал необходимость завоевания превосходства в воздухе и при этом ни разу не обмолвился о радиосвязи. Зато в конце своего длинного и бестолкового выступления Рычагов неожиданно вернулся к вопросу о низкой боеспособности ВВС: «В Запорожье авиагарнизон имеет небольшое количество тяжелых кораблей, но зато имеет колоссальное количество детей, - в среднем на каждый самолет приходится по 12,5 детей. Это до сих пор приводило к тому, что молодой летчик и техник, обремененные семьей, потеряли всякую маневренность в случае передвижения части. Кроме этого, летчик, связанный большой семьей, теряет боеспособность, храбрость и преждевременно изнашивается физически».

Неудивительно, что в самом начале войны Рычагов и Смушкевич были арестованы и расстреляны - за преступную халатность в организации боевой подготовки ВВС.

24 декабря

1877 год - Томас Эдисон подал заявку на изобретение устройства для записи звука - фонографа. За год до этого он передал своему ассистенту чертеж и попросил изготовить «эту штуку» как можно скорее. Пообещал премию - 18 долларов. Ассистент и механик выполнили работу, но понять предназначение аппарата так и не смогли. Выглядел он действительно странно: на деревянной подставке был установлен металлический цилиндр, вращавшийся рукояткой. Цилиндр вращался в металлическом барабане, покрытом оловянной фольгой, а на торцах барабана были две трубки с пергаментными диафрагмами. Особенно удивила стальная игла.

Эдисон начал вращать ручку цилиндра, одновременно произнося слова из популярной детской песенки: «У Мэри был барашек...». Он говорил громко и отчетливо. Затем изобретатель покрутил рукоятку в обратную сторону, и, он привел цилиндр в исходное положение, заменил одну мембрану другой и снова принялся вертеть рукоятку. Сквозь шорох явственно донесся голос Эдисона, рассказывающий о приключение Мэри и барашка. Впоследствии Эдисон говорил: «Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза».

Действующий образец усовершенствованного фонографа можно увидеть в барнаульском музее «Мир времени» (ул. Матросова, 12).

1974 год - в СССР опубликовано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров о новой системе внутренних паспортов. Теперь паспорта получили не только жители городов и рабочих поселков, но и миллионы колхозников.

Первые советские паспорта появились в 1932 году - для учета городского населения и разгрузки городов от нетрудовых, преступных и социально-ущербных элементов. Паспорта выдавались всем гражданам старше 16 лет, проживающим в городах и рабочих поселках, в 100 километровой полосе вокруг Москвы, Ленинграда, Харькова, а также в 100-километровой приграничной полосе Европейской части СССР. Колхозникам паспорта не полагались. Перед поездкой в город они должны были запасаться справками из сельсовета. Этот «крепостнический» режим был ослаблен лишь в 60-е годы, когда колхозники могли завербоваться по оргнабору на промышленные предприятия.

Яндекс.Метрика