г. Барнаул, ул. Матросова, 12. Тел.: (3852) 77-77-64, 77-33-04.

День в истории

ПнВтСрЧтПтСбВс
  
  

2 августа

47 г. до н. э. - римский полководец Гай Юлий Цезарь разбил у города Зельды войско боспорского царя Фарнака II. В этот день Цезарь послал в сенат свое знаменитое донесение: «Вени, види, вици» - «Пришел, увидел, победил». Незадолго до битвы боспорский царь принял покровительство Помпея - противника Цезаря в гражданской войне. Помогая Помпею, Фарнак II рассчитывал с помощью римлян окончательно отстранить от власти своего отца Митридата и вернуть утраченные земли - Колхиду, Каппадокию и Понт. Но этим планам не суждено было сбыться: после поражения Фарнак II вернулся в Крым и вскоре погиб в борьбе с новым узурпатором - Асандром.

 

 

 

1377 год - перепившееся ополчение переяславских, суздальских, ярославских, юрьевских, муромских и нижегородских князей было почти полностью истреблено небольшим отрядом татарского царевича Арапши. Нижегородский князь Иван Дмитриевич, возлавлявший русское войско, утонул в местной речушке Пьяне (!) вместе со своей дружиной. Летописец уточняет, что русские пили забродивший мед и пиво.

 

1743 год - императрица Елизавета Петровна подписала указ об отмене смертной казни в России. Только восстание Пугачева заставило Екатерину II на некоторое время восстановить смертную казнь. За 53 года, прошедшие после казни  Пугачев  в России не казнили ни одного человека. Лишь в 1826 году, после восстания декабристов,  власти не могли найти ни одного профессионального палача. В итоге дворян-бунтовщиков повесили только со второй попытки.

 

 

1769 год - капитан испанской армии Гаспар де Портола и францисканский священнник Хуан Креспи делают остановку по пути в Сан-Диего. Понравившееся им место они называют Нуэстра-Сенора- ла-Рейна-де-Лос-Анжелес-де-Портциунцила. Позже здесь возникает поселение Эль-Пуэбло-де-Нуэстра-Сенора-ла-Рейна-де-Лос-Анжелес - "Город Богородицы, царицы ангелов". Сегодня это просто Лос-Анджелес.

 

1821 год - Александр Пушкин пишет своему брату Льву: "В службе ли ты? пора, ей-Богу, пора. Ты меня в пример не бери - если упустишь время, после будешь тужить - в русской службе должно непременно быть 26 лет полковником, если хочешь быть чем-нибудь, когда-нибудь. Тебе скажут: учись, служба не пропадет. А я тебе говорю: служи - ученье не пропадет. Чтение - вот лучшее учение".

 

 

1902 год - американский журнал «Харперз Уикли» предсказал, что в ближайшие сто лет никто не будет строить специальные дороги для автомобилей.

 

 

1912 год - на барнаульском ипподроме совершил показательный полет известный русский авиатор Александр Васильев. Невзирая на быстро ухудшающуюся погоду, Васильев поднял в воздух свой аэроплан «Блерио» и сделал несколько больших кругов. Так барнаульцы впервые познакомились с авиацией.

После окончания юридического факультета Казанского университета Васильев служил секретарем в судебной палате. Однажды он увидел летящий аэроплан. Потрясенный этим зрелищем, молодой человек «заболел» небом и поехал во Францию учиться на пилота. В 1910 году Васильев закончил курс летной школы Блерио и получил диплом за номером 225. Летал он блестяще, и Луи Блерио предложил ему остаться в школе инструктором. Но у Блерио Васильев работал недолго - тянуло домой. Купив с большой скидкой новенький самолет, пилот отправился в гастроли по российским городам. Первое «авиашоу» Васильев устроил в Нижнем Новгороде. Там он установил всероссийский рекорд высоты — 1000 метров. Бородатые купцы с ярмарки жали ему руки и твердили: «Вот это потешил, молодец! По-нашему, по-русски летал. Теперь подвиньтесь, господа французы!» В Казани на полет Васильева пришли посмотреть 40 тысяч человек - шестая часть населения города. 19-минутный полет прошел под неумолкающее «Ура!», а после посадки публика подхватила пилота и на руках донесла до ангара. В начале лета 1911 года Васильев принял участие в 1-й Московской авиационной неделе. В программу входили и «упражнения военного характера» - бомбометание в нарисованный на поле силуэт броненосца, разведка, преследование воздушного шара и доставка пакета. Васильев взял призы за высоту и за точное бомбометание. В июле того же года он участвовал в перелете Петербург-Москва и побил рекорд француза Бомона. Как победитель перелета, удостоился поздравительной телеграммы императора Николая II. На успехи Васильева откликнулся его учитель Блерио: он подарил русскому пилоту аэроплан последней модели. Именно на этой машине Васильев летал в Барнауле.

В начале Первой мировой войны пилот ушел на фронт добровольцем. Но первый боевой полет стал для него последним. 10 августа 1914 года прапорщик Васильев вылетел на разведку Львова вместе с генералом Мартыновым. Осколок снаряда повредил мотор, и Васильев совершил вынужденную посадку в тылу врага. За попытку побега из плена летчик был заключен в лагерь строгого режима. 31 декабря 1917 года австро-венгерская сторона сообщила, что пленный авиатор Васильев «признан неспособным к военной службе и будет отправлен в Россию с поездом инвалидов». Но незадолго до отправки эшелона Васильев умер.

 

1930 год - в ходе учений частей Московского военного округа в тыл «противника» была выброшена группа из 12 парашютистов во главе с Леонидом Миновым. Затем с самолетов Р-1 были сброшены пулеметы, винтовки и боеприпасы. Следом была выброшена группа парашютистов во главе с Яковом Мошковским. Этот эксперимент показал огромные возможности парашютно-десантных частей. Через год в Ленинградском военном округ было сформировано первое подразделение ВДВ - авиамотодесантный отряд, насчитывавший 164 человека.

 

 

1966 год - первый полет истребителя-бомбардировщика С-22И, разработанного в КБ П.Сухого. Это был первый в СССР самолет с изменяемой геометрией крыла. После долгих доработок машина была принята на вооружение под маркой СУ-17М и широко поставлялась на экспорт. Самолет участвовал почти во всех военных конфликтах конца ХХ века. На сегодняшний день СУ-17 еще используются в ВВС Польши, Сирии, Вьетнама, Анголы,  Йемена, Узбекистана  и Северной Кореи. 


Яндекс.Метрика